pro_vladimir (pro_vladimir) wrote,
pro_vladimir
pro_vladimir

Categories:

Мысли об интеллекте



Оригинал взят у marta_inj в Мысли об интеллекте
На собственном примере, как иначе-то?

Вот в детстве я считалась "умной", то есть была отличницей и "соображала", не просто зубрила. Таких умных, конечно, в каждом классе по 2-3-4 штуки, это никакая не редкость. Чем отличались отличники от двоечников? Тем, что им знания давались легко. Вот и мне они давались легко. Как будто я их доставала с полки, которая под рукой. Зачастую не понимая, откуда берется ответ, и почему он именно такой. Для того, чтобы понять, почему он именно такой и как он связан с тем, что рассказывает учитель, приходилось прикладывать дополнительные усилия.

Русский язык вообще не понимала, зачем учить, ведь с самого начала писала без ошибок. Единственная вспышка интереса, помню, была обусловлена книжкой "Почему карась?". Иностранный язык был поинтереснее. Математика нравилась, хотя примерно с 6-го класса недоумевала, зачем все эти жонглирования цифрами. Забавно, но я даже не понимала, зачем нужны корни и степени, тем более - зачем логарифмы и производные. Но в математике мои способности доставать ответ "с полки" были ограниченными, так что через некоторое время алгебра стала для меня неким вызовом. Еще большим вызовом стала физика, где "с полки" доставать почти ничего не удавалось. Но к тому времени у меня уже сформировалась уверенность, что я "могу разобраться". Так что "разбиралась" и в итоге неплохо научилась и физике. Геометрию и черчение просто любила - это же так красиво! В математике и физике всегда находились мальчики посильнее меня, но в плане "универсализма соображения" мало кто находился лучше. В общем, я была "умной", но не самой умной. Признавала свои ограничения (в физике и математике в частности), и вообще признавала, что мне учеба очень легко дается, что как-то несправедливо. В целом, снобизмом не особо страдала, дружила с двоечниками и троечниками и видела, что у них есть свои сильные качества, которые у меня отсутствовали.

Потом занялась наукой, и меня стали порой настигать "приступы тупости". Те же самые, какие наблюдала у двоечников в нашем классе: смотрю в книгу и ничего не понимаю. За буквами нет никаких образов. Иной раз утешала себя тем, что это же передний край познания - ведь здесь еще никого не было, поэтому мне так трудно.

Из обрывков сведений в научных статьях составить какую-то картинку, потом состряпать гипотезу. Придумать эксперимент, такой, чтобы ответ можно было получить "да" или "нет". Все собрать для эксперимента (посуду, реактивы, биологические объекты). Сделать его. Получить "черт-те что и сбоку бантик". Подумать, где могут быть ошибки. Сделать еще раз более тщательно. Получить другое "черт-те что и сбоку бантик". Снова подумать. Снова поискать, где могут быть ошибки. Разбить эксперимент на пять маленьких. Проверить. Заказать или найти новые реактивы. Подождать, пока они появятся. К тому времени забыть, о чем думала. Снова поставить эксперимент...

Такая вот она, научная работа: 80% усилий на мытье посуды, стерилизацию и подготовку растворов, и только 20% на собственно интеллектуальный труд (чтение и писание). Хорошо, что в ходе экспериментов всегда больше информации получаешь, чем собирался. В итоге часто у меня бывало так, что некое понимание биологического объекта сформировалось, а результатов, которые можно предъявить научной общественности, в виде успешного эксперимента, нет.

В конечном итоге, приобретя некоторые полезные умения и навыки, за 15 лет научной работы я все-таки изрядно деградировала в интеллектуальном плане. "Приступы тупости" стали намного чаще. Выцепить суть из какой-то научной статьи удавалось все реже. И я уже почти начала смиряться с мыслью "старость-не радость", но... Уверенность в собственной способности "разобраться" - осталась. Интерес к составлению паззлов из разных сфер жизни в единую картину остался. Занялась психологией - открылся новый мир, в котором вообще никаких научно доказуемых фактов не было, но вещи чуть ли не "магические" происходили у меня на глазах.

И случилась она - геометрия золотых чисел, которая отозвалась во мне ударом колокола. Начала пытаться разобраться - и моя неспособность понять стала очевидной. Вплоть до того, что смотрю в текст, отворачиваюсь на пять секунд и ни-че-го не помню из того, что только что видела. Но эмоции толкают меня, почему-то "кричат", что это очень важно. Воспользовалась психологическими уловками (занималась три раза в день по 20 минут), пользовалась своим пристрастием к красоте геометрических фигур (чертила звезды, цветок жизни, прочую сакральную геометрию). Обнаружила, что такое рисование и простые расчеты по теореме Пифагора могут служить "настройкой" на более сложные вещи. Но все еще думала, что я просто "разбираюсь" в чужих наработках. А потом вдруг свои собственные открытия случились! И тут я заподозрила, что все не так, как я думала. Если я - ни разу не математик - обнаруживаю что-то новое в математике, значит, дело не в наработанной базе знаний, не в математическом складе ума? Если меня "озаряет" эмоциями, и эти эмоции подталкивают в неожиданные для меня стороны - может, все это неспроста? С чего вдруг такая "гениальность" у биолога?

Применяю психологические знания и навыки - и приходится признать, что все эти математические способности приходят "со стороны". И раньше, по всей видимости, приходили со стороны, только у меня умения не было все это отрефлексировать.
Сразу припомнились все эти рассказы ученых про "приснилось во сне", про уверование в бога. Вспомнилась история науки, в которой открытия совершались сериями, и одна и та же мысль приходила разным людям одновременно. Раньше-то я считала, что просто научное сообщество было маленьким, и они все общались друг с другом. Но теперь-то я ни с кем не общаюсь из математиков! А оно приходит! Приходит в виде эмоциональной потребности "копать здесь". Как будто крючочком тянет именно в ту сторону. А когда что-то "открывается", в теле как будто раздается "бам-м-м". И мгновенно глаза открываются шире, спина распрямляется, меня словно слегка подбрасывает.

Вот такого "резонирования" в периоды обучения в школе не было. Тогда было обыденное "доставание с полки", ну, или иногда "увлекало" что-то, когда хотелось решить задачу или пример, или понять смысл рассказика на французском.

Так что насчет эмоционального "резонирования" вопрос - что это? Внешнее управление? Признак нового уровня знаний? Сила подключки к "общей базе знаний"? Буду разбираться. Есть чем заняться интересным - и это само по себе замечательно! Гораздо интереснее, чем деньги зарабатывать и "налаживать бизнес".



Tags: marta_inj, Люди, Пути наших решений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments