Categories:

Обрывки мыслей-4-про историю

Оригинал взят у marta_inj в Обрывки мыслей-4-про историю




Когда я закончила университет в середине 90-х, то начала искать место, где можно сделать научную работу. У нас в городе сделать это было почти невозможно - не было приборов, не было реактивов. Так что искала в зарубежье.

Искала лабораторию и грант. И вот тогда обратила внимание на то, что масса грантов предлагалась российским гуманитариям. Помнится, тогда еще я недоумевала: зачем кому-то русскоязычные юристы, историки, литераторы? Зачем российскому юристу учить, например, американское право? А зачем американскую литературу? А зачем грантодателям эти люди? Разве не логичнее набирать естественнонаучников, ведь для них язык не так уж важен?

И лишь через двадцать лет мне стало понятно, зачем все это - когда выяснилось, что на многих ключевых постах в России сидят те самые гуманитарии, прошедшие стажировку в Америке и Европе. Которые, вполне вероятно, искренне полюбили Америку и теперь искренне хотят сделать из России что-то похожее на Америку или Европу.

Но разве в 90-е я могла подумать об этом? Разве могла я тогда представить себе такую многоходовочку, растянувшуюся на десятилетия? Я ведь тогда верила, что все эти страны просто хотят помочь нам, поддержать студентов, оказать гуманитарную помощь. Потому что "поддержка" укладывалась в мою тогдашнюю парадигму мышления, а многоходовка на десятилетия - не укладывалась.

А еще помню, как в восьмидесятых пропали из магазинов мыло, стиральный порошок, зубная паста. Как бегали по магазинам мамы и бабушки, отлавливая моменты появления этих товаров. Как ругалась мамина подруга на свою престарелую мать, которая по привычке мыла руки каждые полчаса, - ведь она расходовала драгоценное мыло! После, изучив немного промышленность, я поняла, что мыло и стиральный порошок сами по себе пропасть не могли, пока в стране есть нефть, а нефть никуда не пропадала в то время. Так что вряд ли такой дефицит мог быть естественным, скорей, он был искусственным. В других регионах, судя по словам опрошенных мною людей, был дефицит других товаров, но так или иначе дефицит и ажиотаж были почти везде. Везде стояли длинные очереди за всем подряд и я тогда думала, что стану взрослой и мне, видимо, придется в обязательном порядке проводить в очередях в магазинах несколько часов каждый день, а это такой ужас! Как бы передать эту обязанность "ходить по магазинам" другим членам моей будущей семьи? Сейчас смешно, а тогда тот мир представлялся единственно возможным и планы составлялись, исходя из тех реалий.

В Советском Союзе, который я застала, было много хорошего - например, масса кружков для детей на любой вкус и все бесплатно. Бесплатно нас возили на соревнования по всей стране, выдавали спортивную форму и кормили. Мама каждый год заявлялась на материальную помощь в школе и ей выдавали деньги на приобретение детям одежды - а мне было неловко (что мы, бедные что ли?). Нас учили хорошему, но, к сожалению, то, чему учили, входило в противоречие с повседневной жизнью.

Было много вранья и лицемерия. Все декларировали на словах приверженность коммунистическим идеалам, а на деле гонялись за материальными и социальными благами. Все чего-то боялись. Чего? Пить было модно, алкашам все сочувствовали почему-то. Одновременно шли противоположные процессы. Здесь - призывы быть как Тимур и его команда или Юрий Гагарин, а здесь - драки между дворами "стенка на стенку". Здесь - каждый взрослый присматривает за всеми детьми, попадающими в его поле зрения, а здесь - слухи про маньяков-педофилов и убийц, смакуемые всеми, в том числе, детьми. Здесь - игра "Зарница" для будущих защитников Родины, а здесь - подсчет стоимости надетого моими одноклассницами (Ой, а мои сережки столько-то стоят, а мои сапожки - столько-то, то есть в сумме на меня сейчас надето вещей на 350 рублей). Душно было мне тогда, уныло. Казалось, вся жизнь так и будет такой серой, скучной, с боящимися чего-то людьми вокруг, вечно лицемерящими.

Очень хотелось вырваться из этой спертой атмосферы. И когда начали ругать Сталина, коммунистов, - это показалось долгожданной свежей струей правды среди затхлости вранья.
Конечно, потом оказалось, что и это было враньем.

Выводы? Правда и ложь относительны, да и неважно все это, если есть смелость идти своим путем. Методы манипуляции массами существуют и вполне себе работают, особенно хорошо, если у людей нет желания посмотреть дальше собственного носа. А общественная атмосфера имеет запах.