pro_vladimir (pro_vladimir) wrote,
pro_vladimir
pro_vladimir

Categories:

Стамбул, часть 2. Aya Sofia.

Оригинал взят у dmitry178 в Стамбул, часть 2. Aya Sofia.

Собор Святой Софии (Ayasofya, Hagia Sophia) – старейший православный собор, построенный в 532-537 годах в самом центре Константинополя. Согласно истории, это третий собор, построенный на месте сгоревших во время народных восстаний двух предыдущих храмов (в 404м и 532м годах соответственно).

Читать далее (будет очень много фото)…

На этот раз площадь собора намного расширили, а само сооружение сделали более капитальным. На его постройку свозили лучшие, как строительные, так и отделочные материалы со всей империи, в том числе фрагменты античных храмов и различных древних строений.  Согласно сохранившимся записям, строительство такого большого религиозного сооружения для того времени в Константинополе было ответом императора Юстиниана Соломону и его Иерусалимскому Храму. Софийский собор оставался самым большим христианским храмом вплоть до  строительства Собора Святого Петра в Риме в 1626 году.




В 551 году (в 6051 году по летоисчислению того периода*) собор частично пострадал от землетрясения, в основном это было частичное разрушение колонн, поддерживающих купол. В результате они были заменены на более мощные (при этом высота здания чуть возросла), но это не уберегло купол от разрушения при более мощном землетрясении в 989 году.

В 1054 году именно в Софийском Соборе легатами Папы Римского из-за длительных разногласий между Римом и Константинополем была передана отлучительная грамота Константинопольского патриарха (которая была им отвергнута, а сами легаты преданы анафеме), что послужило началом разделения церквей на восточную православную и западную католическую (взаимные анафемы двух церквей были сняты только в 1965 году).

На Руси, принявшей крещение за полвека до этого события, на тот момент не было самостоятельности в управлении церковью (автокефалии), а стоявшие во главе церкви греческие иерархи полностью подчинялись Константинополю, соответственно они приняли его сторону в данном споре. После этого события Римская католическая церковь ещё в течение долгого времени, вплоть до Монгольского нашествия на Русь (по некоторым данным, этот факт был фальсифицирован, но сами нашествия были, причём это были именно крестовые походы) ещё предпринимала попытки склонить Русь на свою сторону.

В 1204 году Собор был разграблен крестоносцами, вынесшими хранившуюся в нём до этого Туринскую плащаницу. А в 1453 году в ходе Османского завоевания храм был захвачен и разграблен турками. В этом же году Собор был обращён в мечеть (минареты достроили несколько позже), которая действовала вплоть до 1935 года, ставшая после музеем. Несмотря на уничтожение церковной утвари, фрески и мозаики на стенах были просто замазаны штукатуркой, которую счистили после 1935 года и теперь доступны к просмотру.

* О землетрясении 551 года (от Р.Х.) писал в своей "Хронографии" византийский монах, священнослужитель и летописец Феофан Сигрианский (760 – 818 гг.), признаваемый и почитаемый как православной, так и католической церковью. В летоисчислении того времени (а речь о 8-9 веках н.э.) это был 6051 год, что даёт погрешность в 8 лет, если переводить летоисчисление от СМЗХ на летоисчисление от РХ, что является обычным явлением при переводе датировок различных летописей того времени.

В Византийской Империи было принято летоисчисление от СМЗХ (Р.Х. - 5508 лет), что не признавалось Ватиканом (у которого до принятия летоисчисления от Р.Х. в 6 веке было несколько своих систем летоисчисления) и существовало вплоть до Османского завоевания в 1453 году.

На Руси так же было принято летоисчисление от СМЗХ, отменённое специальным указом Петра I с 1 января 1700 года от Р.Х.

Итак, Собор св. Софии.

При входе в собор, попадаем в притвор, где находятся немногие сохранившиеся с древних времён артефакты: саркофаг, колокол, чаша, таблички с письменами.

Алтарь.

Змеиная чаша.

Из притвора через огромные двери попадаем в сам Собор.

Собор огромен даже по современным меркам, не говоря уже о временах 1500-летней давности.

После обращения собора в мечеть, христианская мозаика уничтожена не была, а была просто замазана штукатуркой, благодаря чему мы можем наблюдать её практически в первозданном виде. Но при переводе собора в статус музея, исламские элементы сняты так же не были, и сейчас мы можем наблюдать соседство христианских и исламских элементов в одном соборе.

Ещё мозаика над порталом одного из входов.

Вдоль стен собора.

На полу в центре собора.

Повсюду в оформлении использован камень с симметричной текстурой.

Проход на второй ярус.

Вид со второго этажа, можно лучше оценить масштаб этого сооружения.

Элементы интерьера второго этажа.

Сохранившаяся мозаика.

Ещё фото мозаики на куполе.

Ещё один вид со второго этажа.

Собор и поныне выглядит очень величественно, особенно внутри, и оставляет очень сильные впечатления, особенно если учесть возраст строения. Согласно историческим сведениям, на работы, связанные с собором, ушло 3 годовых бюджета Византийской империи и 5 лет работы, и можно только представить, сколько сил ушло на его строительство и декорирование, и как он выглядел изначально.

Стамбул, часть 1. Прогулка по улицам города.




Tags: Храмовое железо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments