?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Транспортные системы прошлого. Часть 6.
pro_vladimir
Транспортные системы прошлого.
http://pro-vladimir.livejournal.com/6435.html

Транспортные системы прошлого. Часть 2.
http://pro-vladimir.livejournal.com/6728.html

Транспортные системы прошлого. Часть 3.
http://pro-vladimir.livejournal.com/11316.html

Транспортные системы прошлого. Часть 4.
http://pro-vladimir.livejournal.com/15315.html

Транспортные системы прошлого. Часть 5.
http://pro-vladimir.livejournal.com/16890.html

В том или ином виде нам таки досталось от прошлого достаточно многое. Вот казалось бы в разрозненных вещах и связанных вещах, находятся вещи, которые позволяют состыковать эти моменты в нечто общее.

Еще немного кирпичей в копилку темы.


Астролябия.

далее изображения и немного текста отсюда: http://p-i-f.livejournal.com/2786673.html
Этот старинный инструмент, сотворённый более двух тысячелетий тому назад, когда люди полагали, что Земля – это центр Вселенной. Астролябию иногда называют самым первым компьютером. Несомненно, это устройство с глубочайшей загадочностью и красотой



Первая астролябия появилась в Древней Греции. Витрувий в своём писании «Десять книг об архитектуре», рассказывая про астрономический инструмент, называемый «пауком», говорит, что его «изобрёл астроном Евдокс, а иные говорят — Аполлоний». Одной из основных частей этого инструмента являлся барабан, где было нарисовано небо с зодиакальным кругом.





Стереографическую проекцию описал во II веке н. э. Клавдий Птолемей в сочинении «Планисферий». Впрочем, «астролабоном» сам Птолемей называл другой инструмент —армиллярную сферу. Окончательный вид астролябии был разработан в IV в. н. э. Так, в Александрии, почти через три сотни лет после Птолемея, математик и философ Гипатия была осуждена христианским обществом в сатанистских ритуалах, включающих, помимо всего прочего, использование астролябии. Она была избита, изнасилована и казнена в 415 году н.э. Ее ученик, Теон Александрийский, оставил после себя копии заметок по использованию астролябии.







После смерти Гипатии Европа "потеряла" астролябию после падения Римской Империи. Большинство древнегреческих познаний было утрачено в Западной Европе, население которой относилось к древнегреческой (а, следовательно, атеистской) технологии с большим подозрением. Однако ее бережно охраняли приверженцы ислама, использование астролябии ими подтверждается многими фактами. Без Испании и ее исламской религии Ренессанс никогда бы не наступил. Большинство найденных древнегреческих текстов были переведены на арабский. Позже их перевели на латинский, и тогда астролябия была вновь представлена подавляющему большинству европейцев.





Учёные исламского Востока усовершенствовали астролябию и стали применять её не только для определения времени и продолжительности дня и ночи, но также для осуществления некоторых математических вычислений и для астрологических предсказаний. Известно немало сочинений средневековых исламских авторов о различных конструкциях и применении астролябии.
Таковы книги ал-Хорезми, ал-Аструлаби, аз-Заркали, ас-Сиджизи, ал-Фаргани, ас-Суфи, ал-Бируни, Насир ад-Дина ат-Туси и др.






С XII века астролябии становятся известны в Западной Европе, где вначале использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять свои по арабским образцам. В XVI веке их стали делать на основе собственных расчётов, чтобы применять в европейских широтах.

Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XV—XVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования.







Челнообразная астролябия.

Как писал ал-Бируни, устройство этой астролябии, изобретённой ас-Сиджизи, происходит «из убеждения некоторых людей в том, что упорядоченное движение Вселенной принадлежит Земле, а не небесной сфере». На её тимпане изображаются эклиптика и звёзды, а на подвижной части — горизонт и альмукантараты.

На фото Арабская астролябия 1090г, из собрания National Museum of American


Совершенная астролябия. В этой астролябии, изобретённой ас-Сагани, за центр проектирования принимается не северный полюс мира, а произвольная точка небесной сферы. В этом случае основные круги сферы изображаются на тимпане уже не кругами и прямыми линиями, но кругами и коническими сечениями.



Универсальная астролябия. В этой астролябии, изобретённой аз-Заркали, за центр проектирования взята одна из точек равноденствия. В этом случае небесный экватор и эклиптика изображаются на тимпане прямыми линиями. Тимпан этой астролябии, в отличие от тимпанов обычных астролябий, пригоден для любой широты. Функции паука обычной астролябии здесь выполняет линейка, вращающаяся вокруг центра тимпана и называемая «подвижным горизонтом».



Сферическая астролябия. Небесная сфера представлена в этой астролябии в виде сферы, и её паук также имеет сферическую форму.



Наблюдательная астролябия. Эта астролябия представляет собой комбинацию армиллярной сферы и обычной астролябии, встроенной в кольцо, изображающее меридиан.

Линейная астролябия. Эта астролябия, изобретённая Шараф ад-Дином ат-Туси, представляет собой стержень с несколькими шкалами, с прикреплёнными к нему визирными нитями.

Морская астролябия. Это устройство, изобретённое португальскими мастерами в начале XV века, представляет собой чисто наблюдательный прибор и не предназначено для произведения аналоговых вычислений.




морская астролябия.



На фото Астролябия-квадрант, 1325г


В современных энциклопедиях говорится, что этот прибор предназначен для определения широты места. На самом деле функции астролябии гораздо разнообразнее: ее с полным правом можно назвать компьютером средневекового звездочета. Точного числа функции астролябии скорее всего не сможет назвать никто, поскольку разные типы астролябий могли выполнять различные виды работ. Еще в Х веке арабский ученый ас-Суфи написал подробный трактат, состоящий из 386 глав, в которых он перечислил 1000 способов применения астролябии. Возможно, он слегка преувеличил, но, не намного. Ведь с помощью этого уникального инструмента было возможно:



пересчитывать эклиптические координаты звезд или Солнца в горизонтальные (т.е. определять их высоты и азимуты);
с помощью наблюдений звезд и Солнца через специальный визир определять широту места, направления на разные города (в основном для вычисления направления на Мекку), определять время суток, определять звездное время;
определять моменты восхода и захода светил, т.е. начала и окончания дня, а также моментов восхода звезд, а если имелись эфемериды, то и планет; определять восходящие и заходящие градусы эклиптики, т.е. асцендент и десцендент, строить дома гороскопа;




определять широту местности с помощью измерения высоты Солнца в полдень или высот звезд в кульминации (не уверен, что это делалось часто, поскольку применение астролябии для этой цели напоминает стрельбу из пушки по воробьям);
решать чисто земные задачи, типа измерения глубины колодца или высоты земного предмета; а также вычислять тригонометрические функции (синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы).
делать преобразования между тремя системами координат — экваториальными (прямое восхождение и склонение), эклиптическими (долгота, широта) и горизонтальными (азимут, высота), и многое-многое другое…




Вот как была устроена традиционная планисферная астролябия, обычно изготавливавшаяся из латуни.



Корпус чаще всего имел толщину около 6 мм и диаметр 15 – 20 см (у самых крупных астролябий – до 50 см). Хотя, нередко встречались и более солидные инструменты 30-40 см диаметром, известен гигантский экземпляр в 85 см, и наоборот, миниатюрные карманные версии всего 8 см диаметром. Дело в том, что от размера астролябии напрямую зависела и ее точность.

На фото пример того, как собрать простейшую астролябию.




НА фото Астролябия работы Mahmud ibn Shawka al-Baghdadi 1294-1295 диаметр — 96 мм. Из собрания National Maritime Museum, London


Во времена расцвета арабского мира время днем измерялось с помощью солнечных часов, а ночью — водяных или песочных. Астролябия позволяла производить сверку этих часов. Для этого необходимо было днем наблюдать высоту Солнца, а ночью — одну из ярких звезд, нанесенных на "пауке" астролябии. Интересное устройство на основе все той же астролябии, которое можно назвать прототипом механических часов, было разработано известным арабским ученым Аль-Бируни. Он предложил схему астролябии, которая автоматически показывала взаимное расположение Солнца и Луны, т.е. лунную фазу. Инструмент имел двойной корпус, внутри которого были закреплены шестерни. Если вращать с определенной скоростью внешний диск, в окошечке можно было наблюдать смену лунных фаз. Позднее появились астролябии, снабженные шестеренками, которые моделировали движение планетных сфер. Правда, в то время не было надежного механического привода, поэтому устройство было в полной мере реализовано только в средневековой Европе, когда были изобретены гиревой и пружинный приводы. А первые механические часы, часто устанавливаемые на башнях кафедральных соборов в Европе, долгое время делались в виде астролябий.

И это неудивительно – ведь сложные арабские астролябии превратились в настоящие произведения искусства. Указатели звезд выглядели не просто штырьками, а спиралями и завитками в форме листьев. По окружности инструмент инкрустировался драгоценными камнями и иногда отделывался золотом и серебром. А все потому, что зачастую с астролябией пред грозными очами какого-нибудь визиря или шаха выступал придворный звездочет. Прекрасный инструмент придавал вес предсказаниям астролога, а от этого зависела не только судьба самого предсказателя, но и развитие астрономии, чаще называемой тогда просто наукой о звездах.

На фото Персидская астролябия 1223г




Легендой стал случай, якобы произошедший с Бируни. Однажды коварный правитель решил разделаться с неугодным ученым и потребовал от него ответа на вопрос: "Из какой двери — северной или южной он выйдет из зала?" Проделав ряд манипуляций с астролябией, находчивый Бируни ответил, что будет прорублена новая дверь. Ответ оказался верным. Но чаще всего правители были щедры к своим придворным астрологам, выделяя деньги на постройки обсерваторий, на создание всевозможных зиджей — таблиц эфемерид. Все это вело хоть и к небольшому, но все же прогрессу астрономии.



На фото Французская астролябия конца 16 — начала 17 веков.



Вот такой долгий путь сквозь века проделал этот астрономический инструмент, не потеряв своего волшебного очарования и в наш век компьютером и могучих телескопов.



Dmitrij: Всё бы ничего, только это лишь циферблат без механизма, что в шкатулке. Ну как икона без обвеса. Как монитор без системника.
МАМЗЕРЕВ ВЛАДИМИР: а что из себя представлял механизм?
Dmitrij: Типа часы, такая здоровая шкатулка с кучей колёс. Соотвественно нижний диск поворачивался под ориентиры местности, остальные на нём настраивались по сферам разных леев. Вот там у первого камушки ,которые просвечивались, были видны красные огоньки, когда они наползали.
Тоже что на курантах, только на местности.
Пеленг сил по нескольким осям.
Нам досталась лишь магнитная стрелка, самая верхняя.
Хотя остальные диски тоже вращались своими "магнитами"
Соотвественно такие же насечки, как на нижнем диске есть в атласах, на картах. Осталось совместить и нижний диск ориентирован.
Dmitrij: Помнишь ту бандуру, что возили на колёсах? Вот что-то типа того.


Dmitrij: В принципе всё банально - надо найти точку, где несколько силовых линий совмещены, где полюса сходятся - там соотвественно дверь. А так как они постоянно гуляют, то это не так просто.



Recent Posts from This Journal



  • 1

гы "алидада"

гы "алидада"
ALU Pa Pa - "сумматор" или по нашему планка арифмометра, подводящая итог и сводящая к результату вычисления.
бращает внимание, что более старые приборы сделаны намного качественней и даже с лампочками "транзисторов", которые конечно же нужны ради показа шаху, а потом всё упростили.

PS
Таким образом тот самый Алибаба лишь знаток арифметики и оператор азътролябии с охраной, снующих из тех миров к нам, где местные после всё разворовали на камушки и проводки.

Транспортные системы прошлого. Часть 6.

Пользователь re22ka сослался на вашу запись в записи «Транспортные системы прошлого. Часть 6.» в контексте: [...] - это по одной из ссылок выудила... Оригинал взят у в Транспортные системы прошлого. Часть 6. [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 6.

Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в записи «Транспортные системы прошлого. Часть 6.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Транспортные системы прошлого. Часть 6. [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 6.

Пользователь ilushan93 сослался на вашу запись в записи «Транспортные системы прошлого. Часть 6.» в контексте: [...] - это по одной из ссылок выудила... Оригинал взят у в Транспортные системы прошлого. Часть 6. [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 7.

Пользователь astlena сослался на вашу запись в записи «Транспортные системы прошлого. Часть 7.» в контексте: [...] Транспортные системы прошлого. Часть 6. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 6.

Пользователь sandra_rimskaya сослался на вашу запись в записи «Транспортные системы прошлого. Часть 6.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Транспортные системы прошлого. Часть 6. [...]

Итог на 24.04.2014 г.

Пользователь dolgo_vo59 сослался на вашу запись в записи «Итог на 24.04.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Итог на 24.04.2014 г.

Пользователь zimakus сослался на вашу запись в записи «Итог на 24.04.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Итог на 24.04.2014 г.

Пользователь astlena сослался на вашу запись в записи «Итог на 24.04.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

И была Страна до России... Итог на 24.04.2014 г.

Пользователь ladstas сослался на вашу запись в записи «И была Страна до России... Итог на 24.04.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Загадки истории

Пользователь ga_lak_ti_ka сослался на вашу запись в записи « Загадки истории» в контексте: [...] ртные системы прошлого. Часть 6. -     http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

По мотивам текста про Планету

Пользователь svetostih сослался на вашу запись в записи «По мотивам текста про Планету» в контексте: [...] Где-то мы это уже видели. Неужели тут: http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Листая старые карты

Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в своей записи «Листая старые карты» в контексте: [...] Транспортные системы прошлого. Часть 5. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 8.

Пользователь eaquilla сослался на вашу запись в своей записи «Транспортные системы прошлого. Часть 8.» в контексте: [...] Ранее мы в http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Транспортные системы прошлого. Часть 8.

Пользователь astlena сослался на вашу запись в своей записи «Транспортные системы прошлого. Часть 8.» в контексте: [...] Ранее мы в http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Итог на 30.06.2014 г.

Пользователь natalimoz сослался на вашу запись в своей записи «Итог на 30.06.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Итог на 30.06.2014 г. Рекомендую автора!

Пользователь atrizno сослался на вашу запись в своей записи «Итог на 30.06.2014 г. Рекомендую автора!» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

Итог на 30.06.2014 г.

Пользователь madbazooka сослался на вашу запись в своей записи «Итог на 30.06.2014 г.» в контексте: [...] Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра. Часть 2. http://pro-vladimir.livejournal.com/20182.html [...]

штамповка похоже.

  • 1