pro_vladimir (pro_vladimir) wrote,
pro_vladimir
pro_vladimir

Categories:

Из Богдановского в Висляево или забытые храмы Ферзиковского района +комментарии.

Есть разные сорта людей. Одни из всех сил стараются быть как все. Подражают везде и во всем, даже в желании умереть по достижению общепринятых "достяжений". Другие склонны считать, что их во всем обделили, олигархи деньгами, правительство свободами, историки спрятали историю. А они тут белые и пушистые, меж всего этого мечутся и не особо далеко ушли от первых. То есть, и те и эти одинаково слягут по достижению "целей".

И те и другие, видя объект, достают из своего сознания шаблончики, не очень богатый набор. Трафоретики этакие и начинают на этот объект их натягивать. Если чего хоть чуть попадет, то им наступает счастье, объект идентифицировали, пометили "ничего такого" и далее вперед, к накоплению и разоблачительству.

И если чего в шаблон не входит, и на это не натягивается "ничего такого", то это растворяется в тумане мимо сознания, дабы не портило привычную картинку мира.

Ниже наработка материала для анализа. Еще ниже комментарии на основании этого материала. Разбор элементов на составляющие. А то что сложится, оно не помещается в шаблоны первых и вторых сортов людей. Привычно точно не будет. Хотя многие заскучают от набора "ссылок" на технические "отклонения".


Оригинал взят у pavleg в Из Богдановского в Висляево или забытые храмы Ферзиковского района
Продолжение недавнего рассказа про первую в нынешнем сезоне летнюю поездку, что была совершена по восточной части Калужской губернии.


Входившие ранее в состав Ферзиковской волости Калужского уезда земли были впервые выделены в Ферзиковской район в 1929 году. Впрочем, новообразованный район тогда еще Московской области просуществовал недолго и был упразднен уже через полтора года.

Вторая "попытка", предпринятая в 1950 году, оказалась более удачной - район не только существует по сей день, но и поглотил в 1959 году Дугнинский район, из которого, ранее и был выделен.

Первую остановку делаем в расположившимся на левом берегу Оки селе Богдановском, что в 6-ти верстах к юго-востоку от райцентра. В соседнем, вплотную прилегающем к Богдановскому, сельце Меревском ранее существовала усадьба, принадлежавшая в 70-х годах XVIII века помещику О.П. Петрову, а в середине XIX века - майору И.Ф. Гринфельду.

Все что сохранилось от усадьбы - это сравнительно небольших размеров храм, выстроенный в 1801 году генералом Александром Григорьевичем Соколовым вместо прежнего деревянного. Имел единственный престол - Рождества Пресвятой Богородицы.

Памятник представляет собой перекрытую купольным сводом с люкарнами ротонду, к которой с востока и запада примыкают равновеликие прямоугольные выступы алтаря и притвора. Нарушает симметрию лишь примыкающая к притвору с запада двухъярусная колокольня.

Наружный декор достаточно сдержан: рустовка, пилсятровые портики и круглые медальоны вместо окон второго света.

Впрочем, внутри обстановка еще скромнее - от первоначального убранства сохранился лишь нечитаемый фрагмент храмовой живописи над западной аркой.

Своды напоминают решето и долго находиться под ними нет никакого желания.

В дырах просматривается странного назначения наборный металлический пояс на шарнирах.

Мы же по Дугнинской понтонной переправе направляемся на противоположный правый берег Оки, где среди полей и бездорожья затерялось село Висляево.

Здешний стройный барочный храм был выстроен в 1771 году местным помещиком Яковом Лукичем Хитрово. Также имел единственный престол - Успения Пресвятой Богородицы.

Храм в плане представляет латинский крест, над средокрестием которого возвышается изящный световой восьмерик, а еще выше - малый глухой восьмерик с главкой. С запада к трапезной примыкает высокая колокольня, четвертый ярус которой был надстроен в середине XIX века.

В фасадном декоре обращают на себя внимание вертикально вытянутые окна с высоко поднятыми очельями наличников.

Заглянув внутрь, обнаруживаем дикие заросли малины, крапивы и всевозможных кустов в трапезной.

Основной объем из-за чересчур массивных пилонов и перекинутых между ними арок кажется тесноватым.

Арки открываются в алтарь и боковые рукава креста, соответственно: северный и южный.

Традиционный взгляд вверх, где мы видим остатки пятиярусного золочёного иконостаса.

В алтаре между окон просматривается "Тайная вечеря", мы же, бросив последний взгляд на стройный восьмерик, завершаем осмотр оригинального памятника культовой архитектуры...

...и направляемся в сторону Оки.

А вот, собственно, и крупнейший правый приток Волги в своем верхнем течении.

При подготовке поста использовалась "Опись церковных памятников Калужской губернии", Рошефор Н.И. - СПб., 1882;

На этом месте благодарим автора изначального поста.
Ниже комментарии.


dmitrij_an Странное сочетание прямоугольного низа и круглого верха, не типичное. И низ по архитекторе напоминает арки годов так 19 века, так модно было строить входы, с такими прямоугольными насечками.


Такие монументальные проёмы типа дверей и без арок, как если бы строили в советское время.
А может низ перестраивали или это не совсем низ?


Своды этих проёмов сделаны арками, хотя ниже нарублены проёмы прямоугольниками, а тут-то зачем изгалялись? Но забавно вкрапление белого камня в стройную архитектуру кирпичного купола. На украшение не тянет, ну никак. Ни рюшечка, ни пилястр заводящийся, просто вставленные 6 (шесть) белый камней или кирпичей по кругу с равными промежутками. Т.е. это не абы что, это система. И? Причуда архитектора? Ан, нет! Аккурат по ним идёт «арматурина» на гибком (!) сочленении. И сочленение это находится практически в аккурат между камнями. Это чего же они так точно ставили-то? А вон из арки левого оконца торчат маленькие корешки. Уж они-то точно там не крепят крышу, а торчат. И нет крепёжной арматурины, которая вроде должна там держать крышу и крыша, почему-то, и не падает так чтобы очень.

При этом если окна барабана ориентированы по сторонам света, то сочленения арматурин чуток сдвинуты по направлению.

Ошибка архитектора? Неужели, расставив 6 белых кирпичиков ровненько и вытянув арматурину так аккуратненько на них, оный не заметил перекоса по проёмам оконцев? Или мы имеем дело с векториальной ориентацией по линиям не сторон света, а розе из 6-и сторон?

Ну, компас имеет всего лишь ориентации Север - Юг. Стороны света имеют ещё и Запад с Востоком, ибо там садится и встаёт Солнце.

А арматурины с белыми кирпичиками имеют уже 6 сторон, т.е. их роза сил не как у Сторон света на 4 направления, а на 6. Какой-то этакий преобразователь 4 стороны Света в 6, и наоборот.

Тогда выходит, что смычка арматурин вовсе не смычка, а отвод, установленный в местах сил, например для установки тут ниже колонн, по которым шины пойдут вниз, создавая вокруг этого места эквипотенциальное поле. Этакая клетка Фарадея.


Если вы хотите скрепить пару арматурин между собой, то вы конечно вставите гладкий штифт, Который может легко вывалится, а не снабдите его шляпкой, чтобы он не выскочил? Мастера полные невежды? Но зато как изумительно они сделали гибкое сочленение, как если бы оно должно ещё было бы проворачиваться на небольшие угла относительно друг друга. Мастера не понимали чего-то и вмуровали такую, не очень простую для изготовления конструкцию в стену? Или она должна была иметь возможность изгибаться, когда «вибрировала», чтобы не разрушиться за счёт действующих сил?

Ведь провода в том же трансформаторе гудят? И даже вибрируют? И при этом, если не закрепить надёжно, такие провода могут даже вывернуть крепление! Ведь они шевелятся. Так может мастера не просто так сделали крепление шарнирным?

На пропавшую воротину это не похоже. Такого типа конструкция частенько торчит из разных аналогичных строений в проёмах. Предполагают, что на них крепят двери, которые украдены до нас. Что же крепят тут? Неужели дверь? При этом верхний торец штифта немного расплющен. Либо от нагрузки, и он работал подпятником, подпирая что-то, например что стояло сверху. Либо по нему били, загоняя вниз. Нижняя петля 2-х петлевого конца сделана заодно с основной полосой, а верхняя наклёпана. И на аналогах сделано так же. Что говорит о знании мастерами использования этого сочленения под нагрузкой, которая может вывернуть петлю и имеет вес.

Вполне возможно, что это часть сочленения, которые обычно мы видим под куполом как перетянутые через центр арматурины, концы которых могли накидываться на эти штифты. Соответственно торчание штифтов имеет смысл как контактной площадки, которая обеспечивает и силовое удержание, при этом ещё и изгибаясь под нагрузкой, ведь при разных температурах поперечные тяги не могут не вытягиваться и сжиматься, а соответственно конструкция должна иметь возможность «играть». Это как рельсы, которым оставляют свободу на расширение, иначе они пойдут винтом.


Купол снаружи? И опять красивая беленькая кладочка на макушке, среди кирпича-то. Архитектор явно был мазохист, ему кирпича мало, он вставил аж 6 блоков по кругу в корпус, как мы ставим прокладки, да ещё выполнил на куполе площадку из белого, наверняка качественно обработанного камня, как прокладку изолирующую. Например, из ебонита. И как идёт «арматурина» классно, как те пояски из металла, и ведь не в материале купола идёт, как можно ожидать, а снаружи, как кольцо, или обмотка, или экранирующее кольцо.


Звонница сплюснута или так кажется?
Накренившийся крест выдаёт забавную картину свисающих с него «тяг». С одной стороны они вроде должны его держать, но с другой стороны, если он так перекосился, то почему они всё так же натянуты, как если бы являются частью конструкции, а не крепежа? Похоже конструкция креста и без этих «нитей» отлично держится и уж если и натягивать нити крепежа, то поперёк, чтобы крест не клонился большей стороной, ибо парусность по плоскости больше. Но нет, они висят по бокам, как нити проводов из современных «телеграфных» столбов, которые, естественно и это каждому понятно, держатся за счёт проводов, что их поддерживают, а как иначе?

А ту наблюдаем, что провода свисают с боков креста и расходятся в стороны от него, как даже не растяжки антенны, а что-то функциональное.


И опять арматурины идут в стенах прямо под срезом арочных полукругов. Но что это? Справа и слева в проёмах видны, ниже привычных балок, более тонкие провода. Они-то к чему? Справа видно, что один из них оборван, но и не выпал, как можно ожидать, если бы это была банальная решётка. Да и если решётка, то куда дели вертикальные ряды «сетки»? Сняли? А горизонтальные оставили? Аккуратисты, однако.

Справа в проёме видно, что что-то свисает. И что забавно, это напоминает шинопроводы той же 3-х фазной сети, или телеграфные провода, но никак не крепёж или заграждение. Ну, если только электрическое заграждение.



Забавно, что «балки», что торчат между арками в проёмах, идут классически по паре. Может у них какой стандарт на стяжки? Или особенность технологии?

В окнах видны «сетки». Возможно это те же, что и в проёмах в галерее. Однако это получается, что решётку делали накладыванием горизонтальных и вертикальных нитей? Они вообще решётку делали или отмазку? Ах, они потом в пересечение нитей вставят колечки? И где они? Всё унесли супостаты?

Забавно и то, что под каждым шинопроводом в арке есть ниша ниже, как если бы туда что-то вставлялось или что-то подключалось. Иногда в этом месте торчат гибкие концы арматурины, что видели на куполе, но торчат либо с куском, что на петле поворачивается, либо просто торчат, но очень близко в стене, т.е. будь это петля, то мы бы сказали, что мастер их утопил в стену. Опять просчёт архитектора? Или стеновая розетка?



Кажется, или потолок арки выложен более халтурно чем стены? А справа? Ой, образец современного электрического творчества – изоляторы на ножках! А если бы не знали? Сказали бы, что это крепёж для дверей, которые тут поворачивались на этих петлях.

А идущие к ним провода? Так это арматура для стяжки корпуса здания, это же каждому понятно! А почему провода накручиваются на них? Так это чтобы можно было поворачивать, а не нивелировать огрехи гуляния проводки, которая при жёстком сцеплении в месте крепления банально бы перетёрлась. Фу, банальщина!



Со штукатуркой у них было хорошо. Иконостас набит надёжно на деревянные палки. А вот и знакомые перетяжки барабана. Неужели опять стягивают конструкцию, чтобы не развалилась? А слева на наискось поперечине что-то так крепко приделано, что и оторвать не смогли.



Никаких особых изысков с пилястрами и рющечками – кирпичик замалевали пожирнее штукатуркой и довольны, не то, что те, что камушки белые клали. Зато штукатурки многа!

Ой, что это? Под окном справа торчит что-то, поддерживаясь поперечной перекладинкой. Неужели выход арматурины? Вроде сделано как положено и грамотно. Но где оная с другой стороны стены? И почему это под подоконником тут закреплено так, а перетянутые через купол не имеют такого выхода, если судить по стене? Или имеют, но их не видно.

Благодарим dmitrij_an за комментарии и pavleg за предоставленный материал для анализа.

Сложил воедино: Владимир Мамзерев. 24.06.2015 г.



Tags: Архитектура= Азъ-РХ-Те-К-То-У-Ра, Храмовое железо, Электрическое оборудование прошлого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments